» Об Институте

Об Институте

 

История отечественного воздушного транспорта неразрывно связана с деятельностью головной научной организации отрасли – Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА). Он организован в октябре 1930 г. За время работы институт обеспечил научное сопровождение работ по внедрению в эксплуатацию свыше 100 типов воздушных судов. В настоящее время структура ГосНИИ ГА соответствует задачам и целям, определяющим развитие гражданской авиации России на многие годы. В институте действуют 13 научных центров и один филиал, охватывающих широкий спектр направлений деятельности и исследований в области воздушного транспорта:

•проведение сертификационных и специальных испытаний и внедрение новых воздушных судов (ВС) и силовых установок;
•поддержание летной годности ВС и силовых установок в процессе эксплуатации;
•обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности;
•развитие авиационного рынка, формирование требований к новой авиатехнике и разработка программ развития гражданской авиации;
•совершенствование летной и технической эксплуатации;
•создание и внедрение новых информационных технологий в гражданской авиации;
•решение проблем экономии энергоресурсов;
•исследование вопросов экологической безопасности;
•создание и внедрение систем спасания авиапассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
•обеспечение сертификации и совершенствование эксплуатации авиаГСМ и спецжидкостей;
•участие в создании (совершенствовании) нормативно-правовой базы гражданской авиации;
•обучение специалистов гражданской авиации РФ, а также иностранных государств по программам дополнительного профессионального образования в области гражданской авиации;
•обеспечение сертификации Авиационных учебных центров и других объектов гражданской авиации;
•методическое и экспертное сопровождение организации летной работы и выполнения полетов.

   Авиационный сертификационный центр ГосНИИ ГА в 2007 г. провел большой комплекс исследований по испытаниям новых воздушных судов и модификаций: Ан-148, Ил-96-400, Ил-114-100 с новым пилотажно-навигационным комплексом, учебно-тренировочного самолета Як-18Т. Это позволит внедрить их в эксплуатацию в кратчайшие сроки. Кроме того, выполнены испытания само
летов Ту-204Е и Ту-204СЕ для обеспечения поставок их на Кубу. Специалисты центра провели комплекс работ по определению основных направлений новой Стратегии развития отечественной гражданской авиации на дальнюю перспективу. Научный центр по поддержанию летной годности воздушных судов ГосНИИ ГА выполняет комплекс исследований, связанных с мониторингом условий эксплуатации ВС. По результатам исследований внедрены технологии проведения работ по дополнительной защите от коррозии ВС с использованием существующих типов ингибированных нефтяных составов (ПИНС). Здесь же по данным объективного контроля проводятся работы по количественной оценке основных летных характеристик экземпляра ВС в процессе эксплуатации. Они имеют своей целью не только поддержание летной годности за счет доведения летных характеристик отдельных экземпляров ВС до требуемого уровня, но и корректировку эксплуатационной документации, совершенствование технологий ремонта и техобслуживания воздушных судов. Новые направления, которые формируются сейчас, – это информационное обеспечение на базе CALS-технологий государственного мониторинга летной годности типовой конструкции ВС, а также исследования модернизации отечественной нормативной базы для внедрения в эксплуатацию новых ВС, в частности самолета Sukhoi Super-Jet-100. Этими вопросами занимается Научный центр внедрения новых информационных технологий в гражданской авиации. Научный центр исследования 
авиадвигателей и систем силовых установок воздушных судов ГосНИИ ГА выполняет важную для отрасли работу по увеличению ресурсов и сроков службы авиадвигателей и их эксплуатации по техническому состоянию. Совместная деятельность специалистов ГосНИИ ГА, ЦИАМ, двигательных КБ позволила увеличить ресурсы и сроки службы ряда авиадвигателей в 1,5–2 раза, в том числе: Д-30КП, КП-2, Д-30КУ, Д-30КУ-154, НК-86, НК-8-2У, Д-30 второй и третьей серий и др. Увеличены также ресурсные показатели турбовинтовым, поршневым и вертолетным двигателям и главным редукторам вертолетов. ГосНИИ ГА является одним из ведущих научных центров страны по разработке методов восстановления деталей авиационной техники, в том числе дорогостоящих турбинных лопаток. Применение при восстановлении более твердых, износостойких и жаропрочных материалов улучшает эксплуатационные характеристики и увеличивает ресурс восстановленных деталей. Технологии восстановления деталей ГТД, разработанные в нашем институте, успешно внедрены на ряде авиаремонтных предприятий отрасли, в частности ВАРЗ-400.   В последние годы отечественный воздушный транспорт активно интегрируется в мировую авиатранспортную систему. ГосНИИ ГА также расширяет сотрудничество с международными авиационными организациями (ICAO, SAE, IATA, EEATA, NANDTВ и др.), авиационными администрациями (EASA, FAA, LBA, CAA и др.), ведущими поставщиками авиационной техники (Boeing, Airbus, Raytheon, Dassault, Bell Helicopters и др.  Институт, как сертификационный центр АР МАК, взаимодействует с зарубежными производителями и авиационными властями по вопросам сертификации типовой конструкции воздушных судов зарубежного производства. Ряд самолетов фирм Boeing и Airbus после сертификации, проведенной с участием специалистов ГосНИИ ГА, эксплуатируется российскими авиакомпаниями на лизинговой основе или приобретен авиакомпаниями и включен в российский реестр, например Boeing-757-200 (США), Cessna Caravan-208B и Gulfstream IV-SP (США), Falcon 20/20-5,-900/900EX-EASY (Франция), ВАе-125-700/800 (Великобритания), DHC-8. ГосНИИ ГА укрепляет и развивает многолетнее сотрудничество с предприятиями авиационной промышленности и гражданской авиации стран СНГ. С АНТК им. О.К.Антонова и другими украинскими предприятиями мы взаимодействуем в вопросах сертификации и эксплуатации самолетов Ан-38, Ан-140, Ан-148 и др. Наш институт активно сотрудничает и с теми зарубежными авиакомпаниями, прежде всего стран СНГ, Прибалтики и Восточной Европы, которые эксплуатируют ВС советского и российского производства типа Ту-154, Ту-134, Ил-76 и др. Сотрудничество включает индивидуальное продление ресурсов, внедрение передовых методов неразрушающего контроля, технологий технического обслуживания и т.д. С 1998 г. на базе ГосНИИ ГА функционирует Европейский учебный центр ИКАО по авиационной безопасности. Наличие сертификатов о прохождении обучения руководящего состава авиапредприятий по программам ИКАО является важным аспектом, обеспечивающим авторитет и международное признание мер по соблюдению авиационной безопасности, реализуемых в России, что, в свою очередь, способствует интеграции нашей страны в мировое сообщество. За год в учебном центре проходят подготовку около 200 специалистов из числа руководящего состава авиапредприятий.  В институте также создан экзаменационный центр «АвиаНК», сертифицированный Национальным советом Германии на право сертификации персонала неразрушающего контроля в соответствии с Европейским стандартом Е№4179. Традиционное направление деятельности ГосНИИ ГА – оказание авиационной поддержки при выполнении научных исследований в Арктике и Антарктике. Наши летчики-испытатели выполняют полеты в сложных метеоусловиях сверхнизких температур, осуществляют взлеты/посадки на необорудованных площадках, проводят десантирование грузов с большой точностью в сложных условиях эксплуатации. Для более эффективной работы в этих регионах, учитывая ее важность для государства, целесообразно выделить ГосНИИ ГА новую модификацию самолета Ил-76 с двигателями  ПС-90 и самолет Ил-114
.