Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц Х

История

История ГосНИИ ГА – неотъемлемая часть истории российской гражданской авиации. Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА, Институт) – головная научно-исследовательская организация гражданской авиации. Компетенции, передовые разработки, технологии ГосНИИ ГА вот уже более 90 лет широко известны и успешно реализуются в отечественной гражданской авиации. 1930 год стал годом организационного укрепления в развитии гражданской авиации и это был год, когда была развернута большая работа по строительству воздушных линий, летных школ, высших и средних технических учебных заведений и началом строительства самолетов на предприятиях гражданского воздушного флота. 4 октября 1930 года приказом № 94 Главной инспекции ГВФ на базе конструкторской группы А. И. Путилова по стальному самолетостроению, лабораторий и авиамастерских «Добролета» был создан Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ), в 1964 году переименован в ГосНИИ ГА. На протяжении всей своей истории институт решал актуальные проблемы научного сопровождения работы авиатранспортной отрасли СССР, а в последние два десятилетия – для Российской Федерации. В первые годы деятельности НИИ ГВФ его основной задачей было проектирование, постройка опытных пассажирских самолетов, их испытания и ввод в эксплуатацию на воздушных линиях. В 1930-1936 годы были спроектированы и испытаны самолеты «Сталь-2», «Сталь-3», «Энерж-6», ДАР (дальний арктический разведчик), пассажирские самолеты «Сталь-6» и «Сталь-7». Примечательно, что в эти годы главными конструкторами института работали известные специалисты Александр Путилов и Роберто Бартини, а ведущим инженером по самолету «Сталь-2» был Петр Дементьев – будущий министр авиационной промышленности СССР. Наряду с созданием новых пассажирских  самолетов собственной  разработки НИИ ГВФ провел комплексные испытания  новых самолетов, созданных  известными советскими авиаконструкторами А.Н. Туполевым, Н.Н. Поликарповым, А.С. Яковлевым, В.Б. Шавровым, К.А. Калининым, Г.М. Бериевым: АНТ-9 (ПС-9), По-2, ПО-5, Ш-2, Ш-5, Як-6, К-5, ХАИ-1, МП-1, МП-7, Г-1А и др. В 1936 г. функции проектирования и создания воздушных судов для гражданской авиации были переданы авиационной промышленности, а на НИИ ГВФ возложены задачи определения перспектив воздушного транспорта, разработки технических требований, проведение государственных и эксплуатационных испытаний новых воздушных судов и внедрение их на воздушные линии, научной разработки вопросов летной и технической эксплуатации. Практически в предвоенные годы были определены основные стратегические направления научных исследований, которые с учетом современных требований реализуются в ГосНИИ ГА и в настоящее время. В предвоенные годы по техническим требованиям НИИ ГВФ были созданы и испытаны пассажирские самолеты АНТ-20 (ПС-20), АНТ-35 (ПС-35), ПС-84, ПС-89, почтовые ПС-40, ПС-41, ПС-43 и учебно-тренировочные самолеты УТ-1 и УТ-2, проведены работы по переоборудованию ряда военных самолетов для нужд гражданского воздушного флота. В годы Великой отечественной войны НИИ ГВФ полностью переключил свою тематику на обеспечение нужд обороны страны. Решались проблемы установки вооружения на гражданских самолетах, их использования в военных действиях, ремонта и восстановления поврежденной авиатехники. В послевоенные годы НИИ ГВФ провел комплекс работ по испытанию и внедрению в эксплуатацию новых самолетов Ил-12, Ил-14, Ан-2, Як-12. Институт в 1954 году получил статус государственного — ГосНИИ ГВФ. В 1954-1955 годы были разработаны технические требования на создание первого в мире пассажирского реактивного самолета Ту-104. Мощным импульсом для развития института стало внедрение в гражданской авиации СССР в середине 50-х годов воздушных судов с газотурбинными двигателями. В 1956-1965 годы ГосНИИ ГВФ совместно с конструкторскими  бюро страны  были проведены широкомасштабные научные исследования и летно-испытательные работы, в результате которых  были сконструированы и введены в эксплуатацию самолеты Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ил-18, Ан-10, Ан-24 и вертолеты Ми-1, Ми-4, Ка-15, Ка-18. В 1962 году ГосНИИ ГВФ был утвержден в качестве головного в системе Аэрофлота: на институт возлагалась ответственность за координацию научно-исследовательских работ в отрасли.  С 1964 года институт стал именоваться ГосНИИ ГА. В 1967 году постановлением Правительства СССР на ГосНИИ ГА было возложено проведение испытаний всей новой авиационной техники для гражданской авиации. В этот период, с учетом возложенных на институт ответственных задач, интенсивно развивалось производственная и научно-лабораторная база института, был введен в строй комплекс зданий ГосНИИ ГА в аэропорту Шереметьево. В 1966-1975 годы по техническим требованиям, разработанным ГосНИИ ГА, и с непосредственным участием института были созданы, испытаны и внедрены в эксплуатацию на воздушных линиях реактивные самолеты нового поколения Ил-62, Ил-62М, Ту-134А, Ту-154А, Ту-154Б, Як-40,  модифицированные самолеты Ан-12БН, Ан-24РВ, Ан-26, Ан-30, Як-18Т, новые вертолеты Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ка-26. На новом вертолете Ми-6 летчики ГосНИИ ГА в 1964 году провели уникальные строительно-монтажные работы. Были развернуты широкомасштабные медицинские исследования, направленные на поддержание здоровья летного состава гражданской авиации и увеличение сроков его летной деятельности. В 1973 году ГосНИИ ГА награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1976-1985 годы ГосНИИ ГА успешно продолжил работы по научному сопровождению создания и внедрения в эксплуатацию новых типов воздушных судов. Были проведены государственные и эксплуатационные испытания первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Институт испытал и ввел в эксплуатацию новый широкофюзеляжный  самолет Ил-86,  ближний магистральный самолет Як-42, самолет местных авиалиний Л-410УВП, грузовые самолеты Ил-76Т, Ил-76ТД, Ан-26Б, Ту-154С, самолет для мониторинга посевов и урожайности сельскохозяйственных культур Ту-134СХ, дальний океанический разведчик рыбы Ил-18ДОРР, самолет для метеоисследований  Ан-30М, вертолет кран Ми-10К. В этот период институтом испытаны и внедрены новые комплексные тренажеры самолетов Ту-154Б, Ил-86, Як-42, Як-18Т и Ан-2, вертолетов   Ми-6 и Ми-8. Выполнен большой объем исследований по увеличению ресурсов эксплуатируемых самолетов и двигателей. Проведен комплекс научных и маркетинговых исследований по выработке требуемых  рынками   перевозок и авиационных работ летно-технических характеристик новых типов самолетов Ту-334, Ту-204,  Ил-96-300,  вертолетов  В-3, Ка-126, Ми-8М, Ми-34ВАЗ, В-60 и перспективных потребностей в них. В 1986-1995 годы институтом завершены эксплуатационные испытания и внедрены в эксплуатацию пассажирские самолеты Ил-96-300, Ту-204,Ту-154М, Ан-28 и Л-410УВП-Э, грузовые самолеты Ан-124-100 и Ан-74, вертолеты Ми-26ТС,  КА-32А. Проведены исследования и  научное сопровождение  создания и совершенствования авиационных двигателей ПС-90А, ТВ7-117, Д-27, Д-436Т, ГТД-1500 и др. для нового поколения воздушных судов гражданской авиации. Проведены работы по совершенствованию хозяйственного механизма отрасли. Разработаны и приняты: Концепция экономического и социального развития гражданской авиации до 2005 года; Основные направления развития гражданской авиации Западно-сибирского и Прикаспийского нефтегазового комплексов; схемы развития воздушного транспорта Дальневосточного экономического района и Иркутской области. По проблеме повышения авиационной безопасности полетов ГосНИИ ГА провел лабораторные и летные исследования более 3500 объектов отказавшей авиатехники, по результатам которых были разработаны конкретные требования к авиационной промышленности и выданы рекомендации эксплуатационным и ремонтным предприятиям гражданской авиации. В 1996-2005 годы в ГосНИИ ГА проведены исследования и сертификационные испытания новых и модифицированных типов воздушных судов, разработанных российской и украинской авиационной промышленностью. Разработана документация, обосновывающая их летную годность и возможность эксплуатации в гражданской авиации. В результате проведенных институтом работ началась эксплуатация пассажирских  самолетов Ан-38-100 (1997 г.), Ил-114-100 и Ан-140 (2000г.), Ту-214 (2001г.), грузовых самолетов Ан-72-100 (1997 г.), Ил-96Т (1998 г.), Ан-3Т (2000 г.), Ан-225 (2001г.), специализированного самолета-амфибии Бе-200ЧС (2004 г.), вертолетов Ми-171А (1997 г.), Ми-172 (1999 г.), Ка-32АО (2000 г.). Начаты летные испытания пассажирских самолетов Ту-334-100 и Ту-204-300. Специалисты института принимали участие в сертификации авиационных двигателей и вспомогательных силовых установок ТВЗ-117 ВМА-СБМ1 для самолетов Ан-140, ТВД-20 и ТВД-1500 для самолетов Ан-28 и АН-3Т, ВК-2500 для вертолетов Ми-8МТВ, Д 436 ТС (ТВ) для самолетов Ил-114, РД-600В для вертолетов Ка-60 и Ка-62, ВСУ АИ-9-3Б, ВГТД-ТА. Летчики-испытатели ГосНИИ ГА впервые в мире начали выполнять полеты в Антарктиду на грузовых самолетах Ил-76 с посадкой на ледовые аэродромы для обеспечения деятельности российских и иностранных научных антарктических станций. Никто в мире такие полеты на тяжелых грузовых самолетах пока не выполняет. ГосНИИ ГА непосредственно участвовал в выполнении следующих государственных программ:
  • Государственная программа развития воздушного транспорта до 2015 года;
  • Государственная программа обеспечения безопасности полетов ВС;
  • ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»;
  • Программа улучшения условий и охраны труда в ГА на 2004-2006 годы.
В 2006-2015 годы проводились работы по сертификации:
  • самолетов Ан-148-100, Ан-158, Бе-200ЧС, «Аккорд», Ил-76ТД-ВД-90, Ту-204СЕ, Су-80ГП, СМ-92Т «Турбо-Финист», Ан-124-100 и его модификаций; по расширению условий эксплуатации. Проведение комплекса работ по сертификации самолета типа RRJ: RRJ-95/75;
  • новых вертолетов Ми-38 и Ка-62, вертолёта Ми-172 с двигателями ВК-2500 и ВСУ «Сапфир», вертолета Ми-2 с новым рулевым винтом.
Проводились работы по сертификации главных и второстепенных изменений типовой конструкции:
  • самолетов Ил-114-100, Ан-38-100, Ан-124-100 (-100М), Ту-204-300, Ту-204-100В, Ту-214, Ил-96-400Т, Ан-148-100 и его модификаций (А, В, Е), «Аккорд-201», Ил-76ТД-90, Ил-76ТД-90ВД;
  • вертолетов АНСАТ, Ка-226, Ка-32А11ВС, Ми-171, Ми-172.
Проводились работы по сертификации авиадвигателей:
  • маршевых двигателей 436-148 для самолета Ан-148, М-9Ф для самолетов СУ-52, Су-26 и Як-18Т. ТВ-7-117СМ для самолета Ил-114, ПС-90А1 для самолета Ил-96-400Т/М, ТВ3-117ВМА-СБМ1В для вертолетов Ми-8, М-ФВ для вертолета Ми-34, нового отечественного двигателя Аи-550;
  • вспомогательных двигателей АИ-450МС, ТА – 18-200.
Проведён комплекс работ по внедрению главных изменений, в том числе  увеличению ресурсов и сроков службы по двигателям ПС-90А, ТВД-20, Д-36, Д-18, ТА-14, Д-436, ТВ7-117СМ, ВСУ-10, АИ-450МС, ТВ3-117ВМА-СБМ1. В последнее десятилетие ГосНИИ ГА проведены научные исследования и сертификационные испытания новых и модифицированных типов воздушных судов разработки российской авиационной промышленности, разработана документация, обосновывающая летную их годность и возможность эксплуатации в гражданской авиации. Деятельность Института координируется в соответствии с актуальными целями и задачами развития отечественного воздушного транспорта, которые определены Транспортной стратегией на период до 2030 г. В Институте проводятся работы, обеспечивающие внедрение в эксплуатацию самолетов МС-21, Ил-114-300, Бе-200Т, вертолетов Ка-62, двигателей ПД-8, ТВ7-117СТ-01 с расширением ожидаемых условий эксплуатации. В настоящее время структура ГосНИИ ГА соответствует задачам и целям, определяющим развитие гражданской авиации России на многие годы. В институте действуют научные центры, охватывающие широкий спектр направлений деятельности и исследований в области воздушного транспорта.